Последнее обновление: 29 июня 2017 в 23:42
Подпишись на новости сайта:
       

Рубрики

29 января 2010

Государственные программы помощи

Государственные программы помощи

Государственный вывоз капитала может осуществляться в виде портфельных инвестиций, но чаще в виде льготных кредитов или предоставления безвозмездной финансовой помощи другим странам, что обычно сопровождается политическими и иного рода соглашениями. Первые места по оказанию экономической помощи другим странам занимают Япония и США, а по принятию помощи — Израиль и Египет. Помощь такого рода обычно преследует цели утверждения демократии, открытости рыночной экономики, национальной безопасности стран, предлагающих помощь, и др.

Особый интерес вызывают программы помощи (включающие вывоз капитала) в тех случаях, когда происходят региональные экономические кризисы и нарастание нестабильности в таких масштабах, что страны, втянутые в кризисные процессы, не могут самостоятельно с ними справиться. Наиболее известной из таких программ является программа помощи США Западной Европе в конце 40-х гг., получившая название «план Маршалла». Программа названа по имени государственного секретаря США, который выступил в Гарвардском университете с анализом экономической ситуации в мире и заявил, что без здоровой мировой экономики не может быть политической стабильности в мире, поэтому переживающим кризис европейским странам необходимо предоставить финансовую помощь при условии, что они разработают единую программу восстановления экономики. Это выступление прозвучало в июне 1947 г., а в июле полтора десятка европейских стран заключили соглашение об экономическом сотрудничестве и в короткие сроки разработали экономическую программу. Основной целью этой программы было достижение к 1952 г. такого экономического состояния, которое бы позволило обеспечить нормальный жизненный уровень населения и независимость от иностранной помощи.

Ситуация в Европе в этот период характеризовалась следующими чертами:

  • наблюдался разрыв многолетних производственных связей;
  • промышленная структура оказалась чрезмерно милитаризированной ;
  • производственный аппарат многих стран стал устаревшим, что требовало структурной перестройки;
  • объем производства был ниже довоенного, поэтому потребность в импортных товарах была значительна;
  • темпы инфляции были очень высоки, что препятствовало осуществлению долгосрочных экономических программ;
  • несмотря на высокий спрос и рост цен, сельскохозяйственное производство сократилось.

Решение этих вопросов за счет расходования золотовалютных резервов государств осуществлялось в 1945 — 1946 гг., а к 1947 г. эти источники были исчерпаны.

Такая экономическая ситуация угрожала не только самим европейским, но и другим странам, связанным с Европой торговыми, финансовыми и производственными связями.

Программа, разработанная европейскими странами, опиралась на следующие принципы:

  • максимизация усилий каждой страны в повышении ВВП;
  • обеспечение внутренней устойчивости денежного обращения;
  • усиление экономического сотрудничества между странами-участницами;
  • публикация отчетов о расходовании иностранной помощи и предоставление отчетов кредиторам.

В начале 1948 г. Конгресс США рассмотрел законопроект «О плане Маршалла», в соответствии с которым Западной Европе была предоставлена помощь на срок четыре года в форме гуманитарной помощи, кредитов под низкие проценты, вывоза долларов. (В обмен на доллары американцы получали национальную валюту и вкладывали ее в банк других европейских стран для стимулирования экономических отношений внутри региона.)

Приоритетными для инвестирования по этой программе считались две группы отраслей: долларосберегающие (производство предметов первой необходимости) и доллароприбыльные (производство товаров на экспорт). В результате выполнения такой программы к 1952 г. было восстановлено производство, проведена структурная перестройка, развиты и восстановлены международные экономические связи, ликвидирована зависимость от иностранных кредитов и гуманитарной помощи.

Пример такой программы показывает, какую роль могут сыграть иностранные капиталы в развитии страны или группы стран в условиях кризиса, в переходный период. Использование иностранных капиталов может стать важным фактором преодоления кризисных процессов при переходе от централизованной к рыночной экономике.

http://mirovaja-ekonomika.ru

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!





Оставить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных.
Экономика
Эволюция и развитие мировой экономики

Поиск по сайту:

Архивы

Обратите внимание:

Избранное видео