Последнее обновление: 13 апреля 2016 в 10:49
Подпишись на новости сайта:
       

Рубрики

12 сентября 2009

Ограничение стран от международного вмешательства в свою экономику

Ограничение стран от международного вмешательства в свою экономику
Каждое современное государство, проводя политику открытой экономики, одновременно стремится в определенной степени ограничить международное вмешательство в свою экономическую деятельность , оставляя за наднациональными экономическими органами лишь функции контроля за рекомендациями. Практически все страны, даже те, экономика которых признана наиболее открытой, не отказываются от политики жесткого протекционизма. Так, страны с развитой экономикой строго ограничивают вывоз новейших образцов техники и передовых технологий, ограничивают эмиграцию из страны ученых и специалистов, следят за соотношением между своим экспортом и импортом. Развивающиеся страны, как правило, строго лимитируют вывоз имеющегося у них стратегического сырья, ограничивают вывоз валюты, драгоценных металлов и других ценностей.

Создание и развитие всемирного хозяйства есть сложный и противоречивый процесс. На разных этапах существования и развития мировой экономики роль и формы участия отдельных стран в данном процессе неоднозначны. Это зависит от комплекса обстоятельств, в том числе от степени экономический развитости страны и масштабности ее национальной экономики. Кроме того, к важнейшим факторам такого рода относятся экономическая политика, осуществляемая в данной стране в определенный период, и действующие условия, или «правила игры», во всемирных экономических организациях.

В создании и развитии мирового хозяйства заинтересованы в первую очередь экономически развитые страны. Для них участие в мировом экономическом процессе означает естественный переход к более высокой стадии разделения труда и специализации производства. Поэтому международная экономическая интеграция для развитых стран всегда является дополнительным средством для экономического роста.

Именно экономически развитые страны внесли наибольший вклад в создание современного хозяйства с действующим в нем особым порядком. Смысл такого порядка определен в основном неолиберальной моделью экономического развития. Основные черты этой модели состоят в том, что главным регулятором международных взаимосвязей должен быть рыночный механизм. Одновременно делается упор на переориентацию национальных экономик с развития национально-хозяйственного комплекса на создание узкоспециализированной экономики, сокращение функций государства по управлению экономическими процессами и передачу этих функций международным учреждениям.

Несомненно, что в условиях организации мирового хозяйства по неолиберальной модели экономически развитые страны получают существенные преимущества, поскольку именно они играют ведущие роли в международных экономических организациях (в МВФ, во Всемирном банке и т.д.) и получают наибольшие преференции на стихийных мировых рынках.

В отличие от развитых стран вхождение в мировое хозяйство развивающихся стран является более сложным и противоречивым процессом.

Вместе с тем процессы интеграции и создания мирового хозяйства носят объективный характер. Они неизбежны и не зависят от того, какая модель экономического развития в конкретном случае реализуется. Поэтому ни навязанная миру Западом модель, ни более значимые преимущества от участия в мировом хозяйстве развитых стран не могут означать, что для развивающихся стран участие в мировом интеграционном процессе противопоказано и имеет только отрицательный смысл. Практика доказывает, что вхождение развивающихся государств в единый экономический союз с экономически сильными государствами придает их развитию дополнительный импульс.

Следствием вступления развивающихся стран в мировое экономическое сообщество, как правило, является их ускоренный экономический рост. Экономической основой данного феномена во многом служит иностранный капитал, к которому эти страны получают относительно свободный доступ и который обеспечивает развитие национальной экономики этих стран. Кроме того, целенаправленность в специализации национальных экономик развивающихся стран, ставшей возможной благодаря мировому хозяйству, делает их экономически конкурентоспособными, а, следовательно, и эффективными. Именно эта причина заложена во все возрастающем стремлении развивающихся стран интегрироваться в те или иные международные экономические объединения. И такой процесс уже дает конкретные результаты.

По оценке Всемирного банка, глобализация мировой экономики привела в движение процесс перераспределения богатств от индустриальных государств в пользу развивающихся, в которых проживает 80% населения мира и вырабатывается лишь 18% мирового ВВП. Через 25 лет их доля в мировом производстве, по прогнозам, должна возрасти до 30%.

Вхождение России в 1998 году в Организацию Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), по оценкам международных и российских экспертов, позволила ей увеличить объем ВВП на 10-12 миллиардов долларов. Присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО) даст ей возможность ликвидировать только потери от ограничения экспорта отечественной продукции до 1 миллиардов долларов в год.

Экономический эффект, получаемый странами от участия в мировом хозяйстве, достигается за счет множества факторов. Выделим основные из них: Во-первых, интеграция во всемирные экономические организации способствует углублению специализации данной страны и, как следствие, кооперации ее экономики. Эти факторы являются определяющими для роста производительности труда и повышения эффективности производства.

Во-вторых, страны-участницы пользуются преимущественным правом получать от стран-союзниц на самых льготных условиях необходимые для их развития экономические ресурсы. Это могут быть значительные инвестиции в экономику, приобретение новейших технологий, ранее недоступной информации и др.

Вместе с тем участие развивающихся стран в международном разделении труда и членство в международных экономических союзах имеет и негативные последствия. Главное из них – узкая специализация страны, выгодная мировому хозяйству, но приводящая к тому, что то или иное развивающееся государство практически становится беззащитным перед финансовыми или структурными кризисами. Недавним свидетельством тому является мировой финансовый кризис 1997 – 1998 гг., наиболее остро затронувший в первую очередь развивающиеся страны – Малайзию, Индонезию и Филиппины.

Известно, что результаты участия страны в мировом хозяйстве, активность ее деятельности в мировой экономике неоднозначны. Для определения итогов такого участия в мировой практике используется система показателей, среди которых центральное место занимает платежный баланс страны, состоящий из четырех балансовых групп А, Б, С, Д.

http://mirovaja-ekonomika.ru

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!










Оставить комментарий

*

Экономика
Эволюция и развитие мировой экономики

Поиск по сайту:

Архивы

Обратите внимание:

Избранное видео