Экономическая азбука        13 июля 2011        19         Комментариев нет

Общественно-полезная экономика и её основополагающие принципы

Как государство богатеет.

Александр Пушкин

Полезная экономика

ЭкономикаЭкономика — (от греч. oikonomike, букв. — искусство ведения домашнего хозяйства):
1) Совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена и распределения продукции.
2) Народное хозяйство данной страны или его часть, включающая определенные отрасли и виды производства.
3) Экономическая наука, изучающая ту или иную отрасль хозяйства, хозяйства региона (экономика промышленности, экономика торговли и др.).
делится на два принципиально разных вида. Она может учить как отдельному предпринимателю или структуре набить собственные карманы безотносительно к общественному благосостоянию, а может ставить на первый план формирование достойной жизни для большинства проживающих, укрепление и развитие их генетики.

В последнем случае экономика различает во всем спектре потребностей общества деградационно-паразитическую и демографически обусловленную составляющие. Первая из них не прогнозируема в принципе, обусловлена порочностью индивидов, извращениями и отсутствием у них чувства меры. Удовлетворение таких потребностей ведёт к угнетению генетики индивида и его рода либо окружающих его людей и биосферы как среды обитания. Что же касается биосферно допустимых демографически обусловленных потребностей, то они жестко и однозначно связаны с численностью и возрастной структурой проживающих, а потому точно планируемы и прогнозируемы.

Попытки Запада исследовать экономические процессы в русле «чистой науки» вне социологии, политики и нравственности привели к формированию общественной науки
«ЭкономиксЭкономикс (англ. Economics) — отрасль экономической науки, раскрывающей на макро- и микроуровнях законы бизнеса, методы хозяйствования, экономической политики и т. п. В западной экономической литературе 20 в. термин экономикс вытесняет термин политическая экономия.». Американские учебники и наши энциклопедии определяют ее как науку об использовании ограниченных ресурсов с целью максимального удовлетворения неограниченных материальных потребностей общества, которые не могут быть спрогнозированы. В отличие от этих беспредметных исследований (принеси то, не знаю что) в общественно-полезной экономике через точно фиксированные демографически обусловленные потребности однозначно определяется вектор (список) целей государственного управления. Удовлетворение иных целей не блокируется административным диктатом, но выводится из разряда государственных проблем в перечень проблем отдельных порочных индивидуумов.

Фиксация вектора целей общественно-полезного управления позволяет перейти к формированию балансовБаланс — система показателей, характеризующая в обобщенных стоимостных выражениях состояние средств предприятия. Баланс бухгалтерский отражает состав, размещение, использование и источники формирования средств предприятий, организаций, бюджетных учреждений. производства и развития каждой административно-территориальной единицы (Федерального округа, области, района) как в натуральном, так и в финансовом учете продукции.

Математически такой баланс описывается системой линейных уравнений, отражающих процессы продуктообмена каждой из отраслей со всеми остальными отраслями и с проживающим населением. Смысл поиска оптимизационного решения такой системы уравнений сводится к тому, чтобы каждая из отраслей выпускала продукции столько, сколько ей необходимо для всех других смежных отраслей (промежуточный продукт, сырье, комплектующие) и для прямого удовлетворения демографически обусловленных потребностей населения. Поскольку последние строго фиксированы, то система имеет решение, в отличие от случая «чем больше, тем лучше».

В ходе решения этой задачи налогиНалог — обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты. и дотацииДотация — ассигнования из бюджета, предназначенные для покрытия запланированных убытков или сбалансирования нижестоящих бюджетов. рассчитываются строго математически как поправочные коэффициенты на продукцию, производимую в избытке (местные налоги) и на продукцию, производимую в недостатке (местные дотации).

Именно к этому сводятся возможности целенаправленного государственного регулирования рыночной экономики. План и рынокРынок — совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которого осуществляется реализация товарной продукции и окончательно признается общественный характер заключенного в ней труда. Рынок является формой связи между товаропроизводителями. В его основе лежат экономические отношения, порожденные разделением труда и формами собственности на средства производства. Основные элементы рыночного механизма — цена, спрос, предложение. С точки зрения территориальных границ и его масштабов, различают местный рынок, национальный (внутренний) и мировой (внешний). в разумной государственности никогда не противопоставляются друг другу, но, напротив, являются взаимосвязанными элементами единого хозяйственного механизма. Один из них относится к структурным, а второй к бесструктурным методам управления. Подобные подходы к формированию сбалансированного развития территориально-административных комплексов не являются откровениями. За разработку таких подходов в свое время еще Леонтьев получил Нобелевскую премию, правда основным мотивом ее присуждения, по нашему мнению, является тот факт, что он в угоду Западу обосновал невозможность однозначного решения. Разница с нашим подходом состоит лишь в том, что Леонтьев не вышел на понимание возможностей настраивания госмеханизма на удовлетворение точно фиксируемых демографически обусловленных потребностей и именно поэтому пришел к выводам о невозможности решения системы уравнений межотраслевого баланса из-за неопределенности объемов потребления (вектор F).

После того, как сформированы механизмы регионального управления, появляются основания для реального государственного управления в высшем эшелоне власти, которое в существе своем сводится к сведению в единый баланс избытка и дефицита всех продуктов и услуг, производимых в регионах. На основании этих данных также строго математически, рассчитываются общегосударственные налоги на товары и услуги, представленные в избытке, и дотации на представленное в дефиците.

После завершения формирования общегосударственного баланса отраслей, получаются исходные данные для математического расчета таможенных пошлин и введения режима беспошлинных поставок товаров, имеющих общегосударственный дефицит. Таможенные пошлиныТаможенная пошлина — денежный сбор, взимаемый государством через сеть таможенных учреждений с товаров, имущества и ценностей при пересечении ими границы страны. Существуют ввозные, вывозные и транзитные пошлины. Ставки таможенных пошлин содержатся в таможенных тарифах, где приводится список облагаемых ими товаров. Таможенные пошлины на импортируемые товары выполняют ценообразующую функцию. Они выступают в качестве дополни тельного внутреннего налога, удорожающего цену импортируемых товаров, что позволяет государству регулировать объем импорта и его структуру. С другой стороны таможенные пошлины широко используются странами — членами ГАТТ для содействия национальному экспорту путем взаимного обмена в ходе переговоров сопоставимыми и равнозначными тарифными уступками., вводимые на товары, производимые в стране, должны не только создавать здоровые конкурентныеКонкурент — лицо, группа лиц, фирма или предприятие, соперничающее на каком-либо поприще с другим (другими), имеющее собственные специфические интересы в какой-либо сфере деятельности и осуществляющее ее в соответствии с этими интересами. условия, но и целевым образом протекционистски направляться на развитие соответствующего сектора отечественного производства для формирования перспектив его выхода на конкурентоспособный уровень, либо на перепрофилирование на иную продукцию. Если ввоз того или иного товара связан с неминуемым банкротствомБанкротство — разорение хозяйствующего субъекта, физического или юридического лица в случае его признания в установленном законом порядке несостоятельным должником. отдельных крупных предприятий, либо целых отраслей (к примеру, птицеводство), то объемы средств, получаемых от таможенных пошлин, должны превосходить суммарный наносимый общегосударственный ущерб, связанный с реструктуризацией производства, с созданием эквивалентного количества новых рабочих мест, выплатой пособий по безработице и т.п.

В кратком виде суть предполагаемого алгоритма можно выразить следующей формулой: от интегрированных технологически замкнутых аграрно-промышленных комплексов к сбалансированному развитию регионов во имя создания единого народно-хозяйственного комплекса по принципу самодостаточного государства-суперконцерна. Однако такое государство должно иметь адекватные экономической сути принципы обустройства и управления.

Территориально-административное устройство государства должно основываться на принципах экономической целесообразности с категорическим исключением установления административных границ по национальному признаку. Национальные границы – это символ концептуально не определившейся государственности, мина замедленного действия, срабатывающая в нужное время через подогрев амбиций национальных элит. Границы административного образования должны рассчитываться с позиций максимально полного удовлетворения всех потребностей, — проживающих на данной территории за счет собственных возможностей при оптимизации издержек производства, транспортных расходов на базе территориальных, технологически замкнутых комплексов. Принципы построения производственно-транспортных, социальных инфраструктур должны быть подчинены созданию оптимальных условий проживания населения при обязательном обеспечении единства общества и биосферы планеты. В качестве идеальных следует принять условия проживания семьи в благоустроенном доме усадебного типа с садом и огородом под окнами, в населенном пункте диаметром не более 10 км, из любой точки которого в течение часа проживающие имеют возможность оказаться на природе. Проживание в каменных джунглях городовГород — населенный пункт, имеющий статус города, характеризуется, как правило, значительной численностью населения, основную часть которого составляют рабочие, служащие и члены их семей, занятые вне сельскохозяйственного производства. – мегаполисов, в отсутствии обратных связей с биосферой, извращает генетику и психику человека, блокирует его противодействие тенденциям на самоуничтожение человечества как биологического вида.

Концептуально независимая государственность должна иметь вертикаль административного управления, построенную по принципу прямого назначения и прямого отстранения от должности руководителей нижестоящего уровня, ответственных за реализацию концепции, общегосударственных программ, программ развития регионов. Количество территориальных административных образований должно обеспечивать реальную управляемость, при этом на руководителя любого ранга, включая первых лиц государства, должно замыкаться 7-9 прямых подчинённых, а не 89, как было до недавнего времени в высшем эшелоне власти России. Все демократические процедуры и выбранные на их основе руководители должны использоваться не в сфере профессионального административного управления, а в сфере общественного контроля и в процессах формирования вектора целей общественного развития.

Ситуация, когда на основе выборных процедур формируется управленческий корпус, наделенный полномочиями в системе исполнительной властиИсполнительная власть — в соответствии с теорией «разделения властей» власть правоприменительная, на которую возлагается функция исполнения принимаемых парламентом, т.е. законодательной властью законов. Исполнительная власть независима от законодательной власти, которая тем не менее считается главенствующей, первой властью. Исполнительная власть принадлежит либо президенту — главе государства, и правительству (в т.н. президентских республиках), либо главе государства (в парламентских странах). Реальная роль главы государства в процессе осуществления полномочий исполнительной власти в парламентских странах сугубо номинальна. В современную эпоху фактическое значение исполнительной власти выходит далеко рамки, установленные теоретически, и самими конституциями. Исполнительная власть весьма активно способствует осуществлению полномочий законодательной властью, будучи главным источником законодательной инициативы и результативно влияя на законодательную деятельность парламента., в системе принятия административных решений при нынешнем информационном состоянии общества, заведомо порочна. Выборные процедуры имели под собой деловые основания в древности, когда каждый голосующий имел личные впечатления по избираемым кандидатам, приобретенные в результате совместной деятельности, в совместных боевых походах. Именно так, на основании впечатлений с поля брани, боевая дружина осмысленно определяла верховную власть переходящего на мирную жизнь региона.

В настоящее время выборные процедуры являются не более чем ширмой, с помощью которой скрывается истинный механизм подбора и продвижения кадров. Мнимая состязательность между претендентами в действительности сводится к финансовой и имиджмейкерской конкуренцииКонкуренция — закон товарного производства, отражающий механизм соперничества товаропроизводителей, обусловленный противоречивостью их интересов в области производственно-сбытовой и торговой деятельности. В практике конкурентной борьбы широко используются не ценовые формы конкуренции. Среди них на первое место выдвигается соперничество в области качества товара, улучшения и обновления товарного ассортимента, предоставления комплексных услуг, совершенствования системы сбыта товаров и т.п. Фактор цен, по мнению специалистов, в политике корпораций занимает место не выше пятого. Конкуренция отражает состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия ограничивают возможность каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю. продвигающих их кланов, а толпа выбирает не из конкретных людей, а из искусственно сформированных образов, очень далеких от оригинала. Любой из претендентов, пришедших в такой схеме к власти, просто не имеет ни возможностей, ни полномочий принимать решения во благо вверенной ему территории, ибо по условиям выборных процедур и финансово-информационных поддержек он обязан отрабатывать вложенные в его выборную компанию колоссальные финансовые средства. Так что в действительности голосованием определяется лишь тот клан, или связка кланов, которые получат приоритет в доступе к бюджетнымБюджет — форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. средствам и к паразитированию на населении региона.

© В.А. Ефимов, к.т.н., зав. кафедрой теории и практики управления Института Концептуальной аналитики.

Мировая экономика

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Рубрики