Капитал. Карл Маркс        04 мая 2013        11         Комментариев нет

2) Отношение между развитием относительной формы стоимости и эквивалентной формы

Степени развития относительной формы стоимости соответствует степень развития эквивалентнойЭквивалент — отношение типа равенства. Равенство в логике и математике — отношение взаимной заменяемости объектов, которые именно в силу этой заменяемости и считаются равными ( а = b). Отношение равенства обладает свойствами рефлексивности (каждый объект равен самому себе), симметричности (если а = b, то b = a) и транзитивности (если a = b, а b = c, то a = c). Буквенное равенство, верное для всех числовых значений входящих в него букв, называется тождеством. формы. Однако – и это важно отметить – развитие эквивалентной формы есть лишь выражение и результат развития относительной, формы стоимости.

2) Отношение между развитием относительной формы стоимости и эквивалентной формы Простая, или единичная, относительная форма стоимости товараТовар — продукт труда, произведенный для обмена (продажи). Обмен продуктов как товаров на рынке путем купли-продажи возник на основе общественного разделения труда. делает другой товар единичным эквивалентом. Развернутая форма относительной стоимости, выражение стоимости товара во всех других товарах, – придает последним форму разнообразных, особенных эквивалентов. Наконец, один особенный вид товара получает форму всеобщего эквивалента потому что все другие товары делают его материалом для своей единой всеобщей формы стоимости.

В той самой степени, в какой развивается форма стоимости вообще, развивается и противоположность между двумя ее полюсами – относительной формой стоимости и эквивалентной формой стоимости.

Уже первая форма – 20 аршинАршин — устаревшая мера длины, до введения метрической системы мер применявшаяся в ряде стран (Болгария, Афганистан, Россия, Турция, Иран). В России аршин вошел в употребление с 16 века. Первоначально он равнялся 27 английским дюймам; при Петре I его размер был установлен в 28 дюймов и оставался неизменным. Аршин был равен 16 вершкам (71,12 см). Размер аршина в различных странах колебался от 65,2 см до 112 см. холста = 1 сюртуку – содержит эту противоположность, но не фиксирует ее. Смотря по тому, как мы будем читать это уравнение, слева направо или обратно, каждый из двух товарных полюсов, и холст и сюртук, окажется попеременно то в относительной форме стоимости, то в эквивалентной форме. Здесь еще довольно трудно установить полярную противоположность.

В форме II какой-нибудь вид товара всякий раз может вполне развернуть свою относительную стоимость, или сам он обладает развернутой относительной формой стоимости, лишь потому и постольку, поскольку все другие товары противостоят ему в эквивалентной форме. Здесь уже нельзя переставить обе части стоимостного уравнения, например 20 аршин холста = 1 сюртуку, или = 10 фунтуФунт (от лат. pondus — вес, тяжесть, гиря):
1) Единица измерения массы, широко распространенная в англоязычных странах. По метрической системе 1 килограмму соответствует 2,2046 фунта, или же в 1 фунте 0,4535 килограмма.
2) Единица массы в русской системе мер, являвшаяся эталоном массы с 1747 по 1920 годы. 1 фунт был равен 0,4095 кг, или же 1/40 пуда, 32 лотам, 9216 долям.
К тому же фунтом называется денежная единица, которая ведет свою историю из Англии. Первоначально фунт означал «фунт серебра».
Фунтами пользуются в денежном обращении Ирландии, Шотландии, Египта, Новой Зеландии, Судана, Сирии, Австралии и др.
чаю, или = 1 квартеруКварта [от лат. quarta (pars) — четверть] — единица объема (емкости, вместимости), применяемая в США, Великобритании и других странах.
1 кварта = 1/4 галлона или 2 пинтам.
Американская кварта для жидкостей = 0,9463 дм3, для сыпучих веществ = 1,1012 дм3.
Прежняя русская мера жидкостей — кружка — также иногда называлась кварта; в Польше кварта = 1 л.
пшеницы и т. д., не изменяя его общего характера, не превращая его из полной во всеобщую форму стоимости.

Наконец, последняя форма, форма III, дает товарному миру всеобще общественную относительную форму стоимости, потому что и поскольку здесь все принадлежащие к товарному миру виды – кроме одного – исключены из всеобщей эквивалентной формы. Один товар, холст, находится в форме, дающей ему способность непосредственно обмениваться на все другие товары, или в непосредственно общественной форме, потому что и поскольку все остальные товары не находятся в этой форме.1

Наоборот, товар, фигурирующий как всеобщий эквивалент, лишен единой, а следовательно, и всеобщей относительной формы стоимости товарного мира. Если бы холст или вообще какой либо товар, находящийся в форме всеобщего эквивалента, участвовал в то же время и во всеобщей относительной форме стоимости, то он должен был бы сам для себя служить эквивалентом. Мы получили бы тогда: 20 аршин холста = 20 аршинам холста, – тавтологию, в которой не выражается ни стоимость, ни величина стоимости. Чтобы выразить относительную стоимость всеобщего эквивалента, мы должны, напротив, перевернуть форму III. Всеобщий эквивалент не обладает общей всем остальным товарам относительной формой стоимости, а его стоимость выражается относительно в бесконечном ряде всех других товарных тел. Таким образом развернутая относительная форма стоимости, или форма II, оказывается специфической относительной формой стоимости товара эквивалента.

Карл Маркс. «Капитал»


1 Форма всеобщей непосредственной обмениваемости не обнаруживает при первом взгляде на нее того обстоятельства, что она — противоречивая товарная форма, так же неразрывно связанная с формой не непосредственной обмениваемости, как положительный полюс магнита с его отрицательным полюсом. Поэтому столь же допустимо вообразить себе, что на все товары одновременно можно наложить печать непосредственной обмениваемости, как допустимо вообразить, что всех католиков можно сделать папами. Для мелкого буржуа, который в товарном производстве видит nес plus ultra [вершину] человеческой свободы и личной независимости, было бы, конечно, в высшей степени желательно устранить недостатки, связанные с этой формой, в особенности же тот недостаток товаров, что они не обладают непосредственной обмениваемостью. Размалевывание этой филистерской утопии и составляет прудоновский социализм, который, как я показал в другом месте2, не отличается даже оригинальностью, а лишь повторяет то, что гораздо раньше и лучше сказали Грей, Брей и другие. Это не препятствует в наши дни такой мудрости распространяться в известных кругах под именем «науки». Ни одна школа не носилась так со словом «наука», как прудоновская, потому что

«Коль скоро недочет в понятиях случится
Их можно словом заменить»3.

2 К. Маркс. «Нищета философии. Ответ на «Философию нищеты» господинана Прудона», глава I (см. К. Маркс и Фридрих Энгельс. Сочинения, издание 2, том 4, стр. 65-127).

3 Гёте. «Фауст», часть I, сцена четвёртая («Кабинет Фауста»).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Рубрики