Проблемы экономического развития стран третьего мира

Проблемы экономического развития стран третьего мира
Среди развивающихся государств наиболее серьезные проблемы экономического развития испытали африканские страны южнее Сахары (кроме ЮАР). Причинами ухудшения их социально-экономического положения после устойчивого роста в 60-70-е годы явились неблагоприятные внешние условия, в частности, нефтяные шоки 70-х годов, а также неэффективная экономическая политика и ухудшение состояния окружающей природной среды.

Резкое снижение норм сбережений и инвестиций, доходов на душу населения во многом было обусловлено сочетанием падения темпов экономического роста с быстрым ростом численности населения. Для решения проблем бедности правительства этих стран пошли на ограничение роли государственного вмешательства, концентрацию государственных расходов в приоритетных сферах экономики, корректировку завышенного валютного курса. Реформы в сельском хозяйстве, предусматривающие устранение контроля над ценами (Мали, Нигер, Сомали, Уганда), децентрализацию продаж сельскохозяйственной продукции, улучшили условия экономической деятельности, способствовали оживлению экономики многих развивающихся стран африканского континента.

Однако темпы роста населения опережали темпы экономического роста. Так, в Кении, Сенегале и других странах высокие темпы роста в 80-е годы сопровождались низким или отрицательным ростом ВНП на душу населения. В целом такое опережение привело к ухудшению социально-экономических условий жизни населения, обострению продовольственной и экологической проблем.

Одна из важнейших проблем развивающихся стран в 80-е годы заключалась в реформировании финансового сектора. В 50-60-е годы официальные финансовые системы этих стран не могли самостоятельно содействовать курсу реформ индустриализации и модернизации сельского хозяйства. Национальный неофициальный сектор состоял из ростовщиков, торговцев, владельцев ломбардов, которые обеспечивали займы фирмам и мелкому бизнесу. Все эти источники финансирования отличались высоким уровнем процентных ставок. Для обеспечения дешевых кредитов приоритетным отраслям хозяйства в развивающихся странах были созданы новые финансовые институты, деятельность которых регулировалась государством. Бюджетные дефициты и государственный сектор финансировались правительствами стран за счет внешних и внутренних займов.

В итоге многие страны стали зависеть от иностранных займов для оплаты импортных товаров, необходимых для проведения индустриализации экономики. В конце 70-х годов в связи с мировым экономическим кризисом, выросли процентные ставки, коммерческие банки прекратили добровольное кредитование. Многие предприятия стали убыточными, практика отсрочки неоплаченных займов и предоставления займов для покры-тия неоплаченных процентов, проводимая правительствами развивающихся стран, привела к развалу их финансовых систем.

Сложившаяся ситуация вынудила правительства развивающихся стран изменить курс реформ. Во многих странах была проведена либерализация финансовых систем, предполагающая освобождение финансовых институтов от государственного контроля над процентной ставкой, а также от валютного контроля. В странах Латинской Америки (Аргентина, Чили, Уругвай) либерализация закончилась хаосом, банкротством банков. Правительства были вынуждены вновь ввести государственный контроль.

В странах Азии, где финансовая либерализация сопровождалась большей макроэкономической стабильностью, введения жесткого государственного контроля не понадобилось. Политика постепенной либерализации – сочетание определенной степени контроля над ставкой процента, отражающей рыночные условия, и движением капитала с поощрением роста конкуренции – позволила этим странам избежать серьезных социально-экономических потрясений, укрепить свои национальные финансовые системы.

Вмешательство правительств латино-американских стран в деятельность финансовых институтов осуществлялось в различных формах: путем создания системы перекрестного директората, закрытия или организации новых банков или формирования различных комбинаций этих форм. Так, в Аргентине были ликвидированы 71 из 470 финансовых институтов. В Чили в 1981 г. правительство ликвидировало восемь неплатежеспособных финансовых институтов, контролирующих 35% совокупных активов всей финансовой системы страны. В 1983 г. были ликвидированы еще три банка, а пять перестроены и рекапитализированы.

Последствия реформ были неоднозначны. Так, в Чили снизилась инфляция и выросла реальная процентная ставка; в Аргентине и Уругвае и инфляция, и процентная ставка оставались на высоком уровне.

Ухудшение условий мировой торговли, снижение экспорта, растущие международные ставки процента, сокращение иностранных кредитов вынудили правительства ряда стран Латинской Америки (Чили, Аргентина, Уругвай) пойти на девальвацию национальных валют. В результате многие фирмы нетрадиционного сектора экономики оказались не в состоянии обслуживать свои долги, многие банки оказались на грани банкротства. Ослабление протекционистской политики, проводимой другими развивающимися странами латинской Америки, имело аналогичные результаты: прибыль ранее защищенных государством предприятий снизилась, увеличился объем активов финансовых институтов, по которым не выполнялись долговые обязательства.

Проблема внешней задолженности развивающихся стран, которая впервые обострилась в начале 80-х годов, явилась существенным препятствием в реформировании их финансовых структур. Особенность кризиса внешней задолженности развивающихся стран проявилась в том, что он затронул в основном развивающиеся страны Латинской Америки и Африки и практически не коснулся стран Азии.

Процесс адаптации развивающихся стран к долговому кризису был связан с резким падением темпов экономического роста, инвестиций, с огромными социальными издержками. Во многих странах соотношение размера долга к ВВП превысило 100%. Наиболее негативные последствия сокращения социальных программ пришлись на африканские страны, имеющие самые низкие доходы.

Первоначально проблема выхода из долгового кризиса решалась путем сокращения внутреннего потребления на величину, необходимую для оплаты части долга. Однако в результате такой стратегии экономика многих стран-должников оказалась на грани развала – прекращения экономического роста, гиперинфляции.

С середины 80-х годов начались активные переговоры между странами-должниками и странами-кредиторами по поводу возможности изменения условий кредитных соглашений с целью снижения долга до реального уровня. Наиболее существенные изменения в решении проблемы долга были связаны с планом американского министра финансов в администрации Буша Николая Брэди, обнародованным в 1989 году. Согласно данному плану сокращение долга гарантируется только тем странам, которые согласны провести реформирование своей экономики в направлении сокращения масштабов государственной собственности и увеличения открытости экономики.

Несмотря на эти меры, задолженность развивающихся стран продолжала увеличиваться. За период 1980-1993 гг. она увеличилась в три раза – с 0,6 трлн. до 1,8 триллионов долларов. В то же время с 1987 году темпы ее прироста снизились почти до 5% в год.

В нестабильной экономике с низким уровнем доходов рост государственного долга и расходов по его обслуживанию – серьезный негативный фактор. Как показывает опыт, для индустриально развитых стран опасность роста долга не столь велика, так как она контролируется государством. При стабильной экономической конъюнктуре в стране расширение государственных расходов в большей мере ведет к увеличению производства и спроса, чем прямое изъятие такой же суммы с той же целью из доходов населения в виде бюджетных поступлений. Образующийся при этом внутренний долг в целом только перераспределяет национальное богатство, не уменьшая его.

Для решения проблемы долга, получения сбалансированного бюджета необходимо либо увеличить налоги, сократив индивидуальное потребление, либо уменьшить государственные расходы, сократив социальные программы, способствуя тем самым сокращению занятости и росту социальной напряженности. Такая схема подтверждается мировой практикой и основана на реальном действии «автоматических стабилизаторов», признаваемых сегодня всеми направлениями экономической теории. Стимулирующее воздействие бюджетного дефицита проявляется и в сфере потребления, и в темпах экономического роста. Так, если не учитывать темпы инфляции периода 60-80-х годов, то темпы экономического роста в США, которым предшествовали дефицитные бюджеты, были заметно выше, чем в годы, когда были бездефицитные или низко дефицитные бюджеты.

Либеральная политика в странах Латинской Америки возобновилась после национализации обанкротившихся банков, периода восстановления государственного контроля над финансовым сектором, долговременного этапа реабилитации и реприватизации банков.

В африканских странах южнее Сахары (Гана, Гвинея, Мадагаскар и др.) в 80-е годы реформы только начинались. Они были нацелены на реконструкцию финансовых систем, совершенствование экономического регулирования их деятельности, подготовку условий для перехода к функционированию на рыночной основе.

Опыт реформирования экономики развивающихся стран показал, что финансовая либерализация должна сопровождаться макроэкономическими реформами. Получение финансовыми институтами прав на установление процентных ставок является важным фактором развития финансового рынка страны. В то же время это должно реализовываться на фоне обшей макроэкономической стабилизации, дающей уверенность деловым партнерам, что стоимость заключенных ими контрактов не будет обесценена, что договоренности будут соблюдаться. В противном случае реформирование финансового сектора может еще больше увеличить макроэкономическую нестабильность.

Выравнивание валютного курса, реформа торговли, политика в отношении государственных предприятий и другие структурные реформы также должны идти параллельно с финансовой стабилизацией. Кроме того, как показывает опыт реформирования финансовых систем развивающихся стран, государственное вмешательство в финансы должно быть заменено развитой и агрессивной экономической системой законов и регуляторов. Так, в Чили приватизация банков без соответствующей нормативно-правовой базы регулирования привела к поглощению их промышленными группами и использованию в своих корпоративных интересах.

http://mirovaja-ekonomika.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Рубрики