Сущность и виды международной торговой политики

Сущность и виды международной торговой политики

Международная торговля приносит выгоду ее участникам, но вместе с тем она является одной из наиболее богатых конфликтами сфер экономики. Они могут привести к "торговым войнам", т.е. взаимному принятию правительствами стран мер по ограничению доступа на внутренние рынки товаров друг друга.

Развитие внешнеэкономических связей ставит вопрос о мерах их регулирования. Государства могут придерживаться:

  • политики свободной торговли, открывающей внутренний рынок для иностранной конкуренции;
  • торговой политики протекционизма, защищающей внутренний рынок от иностранной конкуренции;
  • умеренной торговой политики, в каких-то пропорциях сочетающей элементы свободной торговли и протекционизма.

Экстремальных случаев в реальном мире не встречается, хотя в разные периоды отдельные государства подходили близко либо к полному прекращению торговли с внешним миром (Албания), либо к полной либерализации торгового режима (Исландия). Иногда может одновременно проводиться политика свободной торговли и протекционизма, но в отношении различной продукции.

Основой хозяйственной политики многих стран в XV-XVIII вв. являлся меркантилизм (от итальянского mercante – торговец, купец). Меркантилисты уделяли большое внимание внешней торговле как источнику увеличения общественного богатства, поступления драгоценных металлов. Выгода от внешней торговли связывалась с получением преимуществ данной страны за счет других стран. Для превышения поступления золота и серебра из-за границы над их оттоком использовались жесткие меры. Соответствующая экономическая политика получила название протекционизма (от латинского protectio – защита, покровительство); ее сутью является создание отечественным предпринимателям льготных условий деятельности по сравнению с иностранцами. Протекционизм – это экономическая политика государства, заключающаяся в целенаправленном ограждении национальной экономики от иностранной конкуренции.

Активная протекционистская политика отдельных стран неизбежно вызывает аналогичную реакцию иностранных контрагентов. Интенсивное развитие внешнеэкономической деятельности в условиях промышленного переворота и перехода к крупному машинному производству стимулировало появление в конце XVIII века принципа свободной торговли – фритредерства (от английского free trade – свободная торговля). Соответствующая политика связана с минимальным государственным вмешательством во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения. Экономическая аргументация против протекционизма связана с разработкой теории сравнительных преимуществ. Если страны будут придерживаться соответствующих принципов, то весь мир станет потреблять самую дешевую из возможных совокупность благ; значит, тот, кто выставляет торговые барьеры, снижает общие доходы мира.

Экономическое лидерство Великобритании в конце XVIII – середине XIX веков сделало ненужным использование протекционистских мер защиты ее национального хозяйства. Однако за внешним либерализмом может скрываться протекционизм долгосрочного действия. Ведь для того чтобы поставлять сукно – товар по тем временам высокого уровня технологии, Англия задолго до этого отказалась от экспорта шерсти с целью обеспечить дешевым сырьем развитие своего текстильного производства. Беспрепятственное осуществление внешнеэкономической деятельности стало средством завоевания новых рынков сбыта для английской промышленности. Протекционизм в этот же период получил распространение в экономически менее развитых странах.

Экономическая мысль и хозяйственная практика XX века развиваются в дискуссии приверженцев свободной торговли и протекционизма. Доминируют фритредерские взгляды, однако в отдельные периоды наблюдается оживление протекционистских подходов. Факторами, обусловившими их возрождение, стали экономический кризис 1929-1933 годов, Первая и Вторая мировые войны. К началу XXI века достаточно прочное место заняли концепции, рассматривающие национальное хозяйство в качестве открытой экономики, ориентированной на мировой рынок. Но и в наши дни торговая политика колеблется между более-менее либеральными и протекционистскими мерами. Практика демонстрирует большую или меньшую степень государственного регулирования внешней торговли. Она зависит от конкретно-исторических, экономических, политических и социальных задач в стране и обстановки в мире.

Хотя просматривается общая тенденция к либерализации, страны активно используют как тарифные, так и нетарифные формы протекционизма для достижения различных целей: защиты национальной промышленности, сохранения рабочих мест и поддержания занятости, создания новых конкурентоспособных отраслей, пополнения доходной части бюджета и др. Реально происходит изменение хозяйственных функций государства в сторону активного участия в борьбе за мирохозяйственные позиции. Либерализация внешней торговли – не самоцель, а важное средство достижения стратегических целей экономического развития.

Совокупность мер, которые используются государствами в сфере внешнеэкономической деятельности для решения определенных социально-экономических задач, составляет содержание их внешнеэкономической политики. Она, в свою очередь, выступает составной частью экономической политики, в том числе внешней – общего курса государства в международных делах.

Участниками внешнеэкономической политики, носителями соответствующих экономических и политических интересов могут быть:

– государственные органы законодательной, исполнительной и судебной власти (в соответствии с объемом закрепленных за ними полномочий в соответствующей сфере);

– негосударственные институты. Они представлены организациями деловых кругов (союзами предпринимателей, экспортеров, торгово-промышленными палатами), а также политическими партиями и общественными организациями, которые участвуют в формировании и осуществлении внешнеторговой политики предусмотренными законом средствами и методами (через представительства в парламенте и правительстве, различных законосовещательных органах и т.д.);

– субъекты международного права (иностранные государства, международные организации), принимающие участие в формировании внешнеторговой политики через международно-правовой договорный механизм и интеграционные структуры;

– сами участники внешнеэкономической деятельности.

Правительство должно проводить такую политику, чтобы страна получала выгоду от внешнеэкономических связей. Национально-экономические интересы могут не совпадать с интересами отдельных фирм, граждан.

Элементом управления внешнеэкономическими связями является таможенная система, включающая таможенные органы и таможенное законодательство.

В Российской Федерации в систему таможенных органов входят:

1. Государственный таможенный комитет (ГТК) – центральный орган федеральной исполнительной власти, осуществляющий непосредственное руководство таможенным делом.

2. Региональные таможенные управления, осуществляющие руководство таможнями, расположенными на территории определенного региона Российской Федерации (их 17).

3. Местные таможенные органы:

таможни (154),

таможенные посты (510).

Таможня – это государственный орган, осуществляющий контроль за перемещением грузов через таможенную границу, их учет и взимание установленных таможенных пошлин и таможенных сборов. Непосредственно на Государственной границе

http://mirovaja-ekonomika.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Рубрики