Виды субсидий

Различают несколько видов субсидий:

– прямые, непосредственно выплачиваемые государством его экспортерам в различных формах:
– выплата надбавок (премий) за экспорт,
– возврат экспортеру разницы между внутренней и мировой ценами (если первая выше),
– финансирование государством некоторых затрат экспортера (на исследование внешних рынков, проведение научно-исследовательских работ, льготные транспортные тарифы и др.);
– косвенные, предоставляемые посредством участия в капитале предприятий, взносов в финансовые фонды, предназначенные для поддержки предприятий и отраслей, в виде различных льгот с целью снижения затрат экспортера или получения им доходов в иных сферах: налогообложении, кредитовании, страховании.

Виды субсидий

Рис. Последствия экспортной субсидии

Производителям, получившим субсидию, становится выгоднее экспортировать, чем продавать товар на внутреннем рынке. Но чтобы расширить поставки на внешний рынок, они должны снизить экспортные цены. Субсидия покрывает убытки от снижения цен, и объемы экспорта растут. Вместе с тем, поскольку из-за роста экспорта меньше товара поступает на отечественный рынок, внутренняя цена на него увеличивается с Рw до Pd. Рост цены обусловливает увеличение предложения Qs до Q*s и сокращение спроса с 0 до Q*d

В результате потребители несут потери (области а + Ь), а производители получают дополнительный выигрыш (области a + Ь + с + d + е). Но чтобы оценить последствия субсидирования экспорта для страны в целом, надо учесть затраты на субсидию, которые будет нести государственный бюджет. Для этого надо размер субсидии на единицу экспортируемого товара умножить на новый объем экспорта (Q*s – Q*d). Даже если предположить, что внутренняя цена вырастет на всю величину субсидии (что возможно при бесконечно большой эластичности спроса на импорт на мировом рынке), затраты государства будут равны Ь + с + d + е + f, значит, потери благосостояния страны в целом составят область Ь + f. Однако в реальности эти потери будут еще больше.

Эластичность спроса на импорт в странах-импортерах не бесконечно велика, поэтому внутренние цены в стране-экспортере увеличатся на меньшую величину, чем предоставляемая субсидия, и, следовательно, бюджетные затраты будут больше, чем площадь прямоугольника b + с + d + е + f. Для нейтрализации действия субсидии, предоставляемой страной-экспортером своим производителям, страна-импортер может принять ответные меры, введя компенсационную пошлину. Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам ГАТТ/ВТО призвано содействовать сокращению масштабов субсидирования и упорядочению практики ответных мер, с тем чтобы и те и другие не препятствовали развитию международной торговли.

Крайней формой государственного ограничения внешней торговли являются экономические санкции, например торговое эмбарго – запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны товаров. Страна вводит эмбарго, как правило, по политическим мотивам. Санкции по отношению к какой-либо стране могут также носить коллективный характер, например, когда они вводятся по решению ООН.

Распространенной формой административных мер контроля внешней торговли являются декларации, визы, разрешения.

В число технических барьеров входят требования о соблюдении национальных стандартов, получении сертификатов качества импортной продукции, специфической упаковки и маркировки товаров, соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм и др.

В последние годы многие страны стали уделять повышенное внимание обеспечению своей экологической безопасности. В результате появились новые нетарифные ограничения. Так, начинают применяться обязательства по обратной приемке упаковочных и отработанных материалов. Эта мера предполагает усиление ответственности производителя в отношении продукции, в частности ее утилизации, рециркуляции и конечного удаления. Обязательство об обратной приемке приводит к повышению издержек экспортирующей стороны, связанных с обратной отгрузкой упаковочных или отработанных материалов, и снижению конкурентоспособности импортных товаров. Данные обязательства могут затрагивать конкурентоспособность конкретных материалов, которые являются экологически благоприятными, однако с трудом поддаются рециркуляции в стране-импортере, так как не находят там широкого применения.

Например, для ввоза продукции в Германию колумбийские экспортеры кофе были вынуждены использовать вместо привычной джутовой упаковки пластмассовую. Лишь после того как в Германии возник рынок для рециркулированного джута (автомобилестроение, строительство, производство мебели), у колумбийцев появилась возможность использовать джут в качестве упаковочного материала. Во Франции, Германии и Италии обязательства по обратной приемке существуют для отработанного масла, в Нидерландах – для аккумуляторов, консервных банок и бытовой электротехники. России предстоит приспосабливаться к правилам, формирующимся в мировом хозяйстве, при решении национальных вопросов охраны окружающей среды и здоровья населения.

Успех или неудача международного бизнеса зависит не только от конъюнктуры рынка, наличия и умелого использования факторов производства, информационной поддержки внешнеэкономической деятельности, но и от установленных государством процедур, которым подвергается товар, пересекающий национальные границы. Импортер и экспортер России должны уплатить таможенную пошлину и сбор за таможенное оформление. Кроме того, импортер уплачивает налоги, которыми облагается данный товар: налог на добавленную стоимость и акциз, если он взимается при реализации этого товара; экспортер от уплаты налогов освобожден. Чтобы установить общую сумму платежей, необходимо:

  • рассчитать сумму сбора за таможенное оформление (0,15% фактурной стоимости товара);
  • установить, облагается ли данный товар пошлиной;
  • определить таможенную стоимость товара;
  • выяснить ставку пошлины (учесть, из какой страны ввозится товар) и рассчитать ее сумму;
  • уточнить, не входит ли товар в список освобожденных от уплаты налога на добавленную стоимость, и если нет, то рассчитать сумму налога на добавленную стоимость в процентах к сумме, включающей таможенную стоимость товара, таможенную пошлину и (по подакцизным товарам) сумму акциза.

Государственное регулирование способно создавать или разрушать экспортно-импортные возможности. Оно не всегда направлено на контроль за внешнеторговыми операциями как таковыми. Часто государство резервирует за собой сферу обслуживания внешнеэкономических связей. Обязательное страхование импорта национальными компаниями практикуется во многих развивающихся странах, в ряде из них необходимо пользоваться услугами национальной государственной фирмы. Аналогичными являются требования использовать для перевозки внешнеторговых грузов национальные государственные транспортные средства.

В России государственная монополия на внешнюю торговлю и другие виды внешнеэкономической деятельности была законодательно закреплена в 1918 года декретом «О национализации внешней торговли». Реформа внешнеэкономической деятельности в СССР началась с 1986 г., когда были сделаны первые шаги по расширению прав министерств, ведомств, предприятий и организаций по самостоятельному выходу их на внешний рынок. В настоящее время перечни отдельных видов товаров, на экспорт и/или импорт которых устанавливается государственная монополия, определяются федеральными законами Российской Федерации.

Государственные меры в области внешней политики включают тарифы и налоги, а также широкий спектр нетарифных барьеров в торговле. Нетарифные барьеры подразделяются на несколько групп:

  • меры, направленные на прямое регулирование внешней торговли;
  • меры административного характера;
  • меры, опосредованно влияющие на ограничение внешней торговли.

В процессе развития мирохозяйственных связей выработались определенные инструменты внешнеторговой политики, используемые во всех государствах мира.

https://mirovaja-ekonomika.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Поиск по сайту:
Рубрики