IV. Выделение таможенных пошлин по характеру применения

IV . Выделение таможенных пошлин по характеру применения

1. Специальная – пошлина, применяемая, во-первых, в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию страны в количестве и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров; во-вторых, как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств или их союзов.

2. Компенсационная – пошлина, накладываемая на ввоз тех товаров, при производстве которых использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению их производства.

3. Антидемпинговая – пошлина, устанавливаемая для выравнивания цен на ввозимые товары до уровня, признанного нормальным.

Накоплен определенный мировой опыт применения антидемпинговых пошлин. Они устанавливаются для выравнивания цен на ввозимые товары до уровня, считающегося нормальным. Демпингом считается ситуация, когда экспортная цена товара, предназначенного на рынок другой страны, ниже нормальной стоимости аналогичного товара. Она определяется несколькими способами. Прежде всего, это цена, устанавливаемая в обычных условиях торговли на аналогичный товар, предназначенный для внутреннего потребления в экспортирующей стране или стране его происхождения. Если аналогичный товар на рынке экспортирующей страны отсутствует, то для сравнения выбирается представительная цена аналогичного товара на рынке третьей страны или сконструированная стоимость, которая включает как стоимость производства, так и сбытовые, административные и другие общие расходы.

Первым документом антидемпингового законодательства явилось Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) 1947 г. Статьей VI этого Соглашения предоставлено право при определенных условиях использовать антидемпинговые меры для защиты от поставок по демпинговым ценам. Первое Соглашение по интерпретации ст. VI ГАТТ, получившее название «Антидемпинговый кодекс», было принято на Женевской конференции ГАТТ в 1967 г. Ратифицированное большинством развитых стран, оно вступило в силу в 1968 г. В этом документе раскрыты основные процедурные правила, связанные с применением антидемпинговых мер. В ходе очередных переговоров представители ЕЭС добились введения в Антидемпинговый кодекс 1979 г. положения о том, что демпинг должен рассматриваться как основная причина ущерба. Позднее в антидемпинговой системе начинает использоваться принцип двойного стандарта, отражающий более подробное определение демпинга в отношении товаров из стран с нерыночной экономикой. Антидемпинговый кодекс 1994 года содержит детальные нормы, регулирующие процедуры инициирования расследования, расчета демпинговой разницы, установления факта нанесения ущерба или угрозы его нанесения, а также требование о пересмотре антидемпинговых мёр в течение пяти лет.

Статья VI ГАТТ и Антидемпинговый кодекс 1968, 1979, 1994 гг. оказали влияние на современную практику применения антидемпинговых пошлин.

Таможенные пошлины объединяются в таможенном тарифе. Он представляет собой установленный на законодательном уровне свод ставок таможенных пошлин в зависимости от вида товара, пропускаемого через таможенную границу страны в обоих направлениях. Понятие таможенного тарифа используется также для обозначения особого инструмента внешнеторговой политики и как конкретная ставка таможенной пошлины. В таможенном тарифе устанавливается соответствие между двумя структурными элементами – товарной номенклатурой и ставками таможенных пошлин.

Первоначально в мировой практике применялась одна ставка пошлины и тариф был одноколонным (простым). При таком тарифе величина пошлины едина вне зависимости от страны происхождения товара. Например, в начале XX в. в Китае все товары, ввозимые и вывозимые через морские китайские таможни, облагались единой ставкой 5%, в Индии такая ставка составляла 3,5%, в Египте – 8%. Однако с развитием экономики, диверсификацией товарной структуры внешней торговли, обострением конкурентной борьбы на мировых рынках происходит детализация и усложнение таможенных тарифов. В настоящее время распространены многоколонные тарифы, устанавливающие для каждой группы товаров две или большее количество ставок. Они позволяют использовать таможенные пошлины дифференцирование в зависимости от торгово-политического режима, применяемого к конкретной стране, группе стран, т.е. один и тот же товар может облагаться разными по уровню пошлинами. В зависимости от страны происхождения товара ставки таможенных пошлин могут быть разделены на:

– минимальные (базовые);
– преференциальные;
– максимальные (генеральные).

Расхождение национальных систем внешнеэкономического регулирования является препятствием для международной торговли. Унификацией таможенных процедур занимается международная организация – Совет таможенного сотрудничества (Всемирная таможенная организация), членом которого с 1992 года является Россия. В рамках этой организации разработан ряд конвенций, устанавливающих единые правила таможенно-тарифного регулирования. В частности, создана Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС), принята Конвенция по упрощению и унификации таможенных формальностей и процедур. Гармонизированная система играет важную роль в таможенно-тарифном регулировании экспортно-импортных операций и их статистическом учете.

Основными элементами номенклатуры Гармонизированной системы (НГС) являются система классификации и система кодирования. Система кодирования позволяет представить информацию в удобной для сбора, передачи и обработки форме, приспособить закодированную информацию к обработке на ЭВМ, обеспечить использование определенных методов поиска, сортировки и суммирования данных.

http://mirovaja-ekonomika.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Рубрики