Промышленный переворот начался в хлопчатобумажной промышленности. Изобретение Уитни в 1793 году хлопкоочистительной машины совершило революцию в переработке хлопка, обеспечило изобилие сырья.
С 30-х годов XIX века промышленный переворот распространился на другие отрасли. Все активнее применялись машины и механизмы на основе использования европейского опыта, собственных изобретений. В 1803 г. появились паровые машины (в Англии – в 1811). В 1807 году Фултоном впервые в мире сооружен пароход, а в 1830 году – первая в США железная дорога.
Все это обусловило очень высокие темпы экономического роста: с 1827 по 1860 гг. объем промышленной продукции увеличился в 8 раз; общая сумма капиталов, вложенных в промышленность, возросла с 50 миллионов долларов в 1820 году до 1 миллиардов долларов в 1860 г.
В результате индустриализации северо-восточной части США превратились в промышленно развитую капиталистическую державу. Быстро росла их доля в мировом промышленном производстве: с 6% в 1820 г. до 15% в 1860 г. По объему промышленной продукции США вышли на четвертое место в мире.
Экспансия на Запад и его быстрое хозяйственное освоение требовали укрепления транспортных связей. В первой половине XIX в. произошла «революция» на транспорте: началось активное развитие речного транспорта, строительство каналов, морского и пассажирского флота, интенсивное железнодорожное строительство. В 1860 г. общая протяженность железных дорог составляла почти половину мировой их протяженности, что послужило стимулом для развития многих отраслей промышленности.
Экономика США перестала быть самой конкурентоспособной, опустившись с первой на третью строчку в ежегодном рейтинге, составляемом Швейцарским институтом управления (IMD).